Статьи и информационные материалы по системам менеджмента
Рассмотреть? Нет, это надо учесть!
Журнал «Стандарты и Качество» № 01, 2021
Загрузить (размер: 312.9 Кб, скачиваний: 567)
Описание проблемы, о которой пойдет речь ниже, автор хотел бы предварить одной историей из своей практики.
Это случилось много лет назад, когда автор консультировал крупный машиностроительный завод по внедрению в нем системы менеджмента качества.
На самой первой встрече с директором предприятия была достигнута договоренность, что после каждого приезда и консультаций он станет собирать руководителей подразделений на совещание, где я буду подводить итоги проделанной работы и обращать внимание на ключевые моменты следующих этапов.
После завершения цикла обучающих семинаров был составлен и утвержден план трех этапов работ. Когда по истечении первых двух месяцев я в соответствии с планом приехал на завод, то после череды встреч с руководителями, назначенными ответственными за разработку отдельных элементов системы, выяснилось, что фактически ни одно из запланированных мероприятий реализовано не было.
На итоговом совещании я подробно перечислил все, что не было сделано, и обратился к руководству предприятия с просьбой повысить ответственность за выполнение намеченного плана. Для директора все услышанное стало откровением, он высказал свое неудовлетворение ходом работ, поддержал меня и назначил новый срок завершения самого первого этапа: еще через два месяца.
Когда они истекли и я вновь приехал для проведения дальнейших консультаций, мне в первый же день подарили экземпляр заводской газеты двухмесячной давности, в которой была напечатана заметка о прошедшем совещании, практически дословно воспроизводящая содержание моего выступления. Как оказалось, заметку подготовил корреспондент газеты, присутствовавший на совещании и записавший мою речь на диктофон.
В ходе следующей недели в соответствии с планом работ были проведены новые встречи со всеми ответственными за элементы, итоги которых вновь оказались неутешительными: дела по разработке
и внедрению СМК за это время не продвинулись вперед практически ни по одному из направлений.
И когда в пятницу на итоговом совещании руководителей директор предоставил мне слово, я сказал следующее:
— Уважаемые коллеги! Прошло еще два месяца работы всех созданных рабочих групп по внедрению системы менеджмента качества, и я готов подвести итоги их деятельности. Но перед этим я должен заявить, что произошла удивительная вещь: корреспонденты вашей заводской газеты не только чудесным образом как-то выяснили все, что я хотел сейчас сказать, но и уже успели напечатать мое сегодняшнее выступление. Мне остается лишь его зачитать.
Затем я открыл подаренную мне газету, слово в слово прочитал заметку двухмесячной давности и завершил чтение следующими словами:
— Мне к этому добавить нечего. Спасибо за внимание!
И вернулся на свое место.
Сидевший за столом президиума директор, лицо которого по ходу чтения менялось на глазах, по окончании моего выступления молчал секунд, наверное, двадцать (и зал тоже), а потом, обратившись ко мне, сказал:
— Владимир Алексеевич, у меня к вам большая просьба. Не могли бы вы пройти ко мне в приемную и подождать несколько минут? Нам надо кое-что обсудить.
Я, естественно, покинул зал совещаний и перешел в приемную директора. Ожидание, правда, заняло гораздо больше времени, чем несколько минут. Но после этого никаких отклонений от намеченного плана работ на заводе не происходило.
А теперь о сути проблемы.
В январском номере «Стандартов и качества» за 2016 г. было напечатано мое письмо к главному редактору, написанное 04.12.2015 г., где автор по итогам своего участия в VIII Международном симпозиуме «Имидж качества в современной России» высказал соображения о плачевном состоянии целого ряда составляющих этого самого имиджа, никак не позволявшем оценить уровень «имиджа качества в России» как высокий.
Так вот.
Прошло пять лет, и автор получил приглашение на очередной симпозиум по теме «Имидж качества в современных условиях» (он состоялся 20 ноября 2020 г.). Это побудило его вновь обратиться к анализу тех же составляющих имиджа качества, о которых шла речь пять лет назад. И вот результат: в пяти из шести проанализированных в 2015 г. составляющих ситуация за это время не только не улучшилась, а продолжала ухудшаться. Чтобы доказать это, ниже приведены цитаты из письма пятилетней давности (они выделены курсивом) с поправками на ситуацию сегодняшнего дня.
ПИСЬМО ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ. ГОД 2015
Вряд ли кто сможет опровергнуть заявление о том, что без создания и поддержания высокого «имиджа качества» трудно, а, может, даже и невозможно, создать и поддерживать стремление к высокому качеству продукции и услуг в компании, регионе и стране в целом. А здесь, как представляется, есть кому и над чем работать. Вот краткие штрихи всего к шести очевидным составляющим имиджа качества в России
О престиже национальной политики в области качества
Проект «Концепции политики Российской Федерации в области качества продукции и услуг» был подготовлен и опубликован еще в 2002 г.
С тех пор не принято ничего, и никакой официально сформулированной национальной политики в области качества в России до сих пор нет.
Ситуация на декабрь 2020 г.: не изменилась. Содержание национальной политики в области качества не обнародовано (а, скорее всего, и не разработано). До сих пор.
О престиже национальной премии в области качества
Премия Правительства Российской Федерации в области качества учреждена в 1996 г. Ее модель действует с 2002 г., и с тех пор прошло 13 вручений этой премии. Но от утверждения победителей до момента вручения им самой премии все эти годы проходили многие-многие месяцы, председатель правительства вручал ее лично только 4 раза, а сообщения об этом в средствах массовой информации имеют вид телеграфных новостей. Тогда как в США, например, вручение национальной премии в области качества проводит лично президент, в Японии церемония вручения национальной премии в области качества транслируется по центральным каналам телевидения.
Ситуация на декабрь 2020 г.: улучшилась, но не до конца. Вручение премий за 2016—2018 гг. проводил премьер-министр Д.А. Медведев, в 2019 г. — уже не премьер-министр и даже не вице-премьер, а министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров. При этом попытки автора найти в интернете материалы о вручении этих премий были очень затруднительны.
Особо отметим, что лауреаты за 2020 г. на момент написания этого материала еще не были определены, хотя «красный день календаря» (Всемирный день качества), когда уместнее всего такую премию вручать, уже прошел.
О престиже учебников в области менеджмента качества
В свое время автор проанализировал 12 учебников по менеджменту качества, в которых было более 200 ошибочных положений, касающихся систем менеджмента качества. С тех пор ситуация ухудшилась: только в одном изданном в 2014 г. учебнике для вузов содержалось уже более 250 ошибок (см. «Методы менеджмента качества», 2015, № 6).
Ситуация на декабрь 2020 г.: не изменилась. В своей публикации в «Стандартах и качество», № 11, 2019 г., автор привел результаты анализа 15 учебников по менеджменту качества, в которых:
- про стандарты ISO серии 9000 говорится необоснованно мало и крайне скупо (например, на двух страницах из 231);
- в 80% учебников, вышедших в 2016 г. и позже, ВООБЩЕ ничего не говорится о новой версии ISO 9001:2015, при этом в шести из них студентам рассказывают и комментируют стандарты ISO серии 9000 в редакции 1994 (!) г.;
- иногда совершенно бездоказательно заявлено об отсталости стандартов ISO серии 9000 и даже (говоря о стандартах 2015 г.) об их очередной (!) деградации.
О престиже национальных стандартов в области систем менеджмента
За последние годы автор опубликовал 11 статей, критикующих неадекватность перевода на русский язык международных стандартов на системы менеджмента (последняя — в журнале «Методы менеджмента качества», 2014, № 8). Вопрос об эквивалентности национальных стандартов международным до сих пор остается риторическим.
Ситуация на декабрь 2020 г.: не изменилась. Проведенный автором анализ ГОСТ Р ISO/IEC 17021— 1—2017 и ГОСТ Р ИСО 45001—2020 показал наличие в каждом из них СОТЕН мест, отличающихся (зачастую принципиально) от оригинального текста этих стандартов, изданных Международной организацией по стандартизации.
О престиже сертификатов соответствия требованиям ISO 9001
Два года назад автор опубликовал материал о результатах анализа 100 сайтов, предлагавших услуги по сертификации систем менеджмента качества. Только в пяти из них информация о деятельности по сертификации была корректна, а предлагаемые услуги соответствовали требованиям к органам по сертификации. С тех пор начал действовать новый федеральный орган власти, ответственный за деятельность органов по сертификации, — Росаккредитация, однако до сих пор интернет забит объявлениями типа «Сертификация по ISO 9001 за 10000 руб. за 1 день».
Ситуация на декабрь 2020 г.: не изменилась. Это легко проверить, сделав в любом интернетовском поисковике запрос: «Нужен сертификат по ISO 9001».
О престиже ведомственных инициатив по внедрению систем менеджмента качества
Направленные в 2015 г. Росимуществом на места «Методические указания по формированию Положения о Системе управления качеством» на 20 страницах содержат пять десятков ничем не обоснованных и ошибочных положений. Даже говоря о сертификации таких систем, в нем ссылаются на стандарт ISO 9001—2, переставший действовать еще в 2003 г.
Ситуация на декабрь 2020 г.: не изменилась. Да, данные «Методические указания…», насколько это известно автору, так никто толком и не внедрил (хотя, возможно, и отчитались об этом). Но, если познакомиться с нормативными документами некоторых действующих отраслевых систем сертификации, нетрудно понять, насколько много ничем не обоснованных организационно-административных барьеров приходится преодолевать органам по сертификации, аккредитованным в этих системах, чтобы удовлетворить потребность организаций-заявителей в получении соответствующих сертификатов.
О престиже сертификации систем менеджмента
Нельзя, наверное, признать наличие прямой связи между приведенными фактами и статистикой сертификации СМК на соответствие требованиям ISO 9001, которая для России на фоне других стран, к сожалению, совсем не радостная (табл. 1).
Табл . 1
Статистика количества действующих сертификатов по ISO 9001 на 2014 г.
(материалы ISO Survey-2015)
Год | Количество действующих сертификатов по ISO 9001 | ||
Китай | Италия | Россия | |
2012 | 334032 | 137390 | 12491 |
2013 | 337033 | 160966 | 11762 |
2014 | 342800 | 168960 | 11301 |
Ситуация на декабрь 2020 г.: не изменилась (табл. 2).
Табл . 2
Статистика количества действующих сертификатов по ISO 9001 на 2018 г.
(материалы ISO Survey-2017 - ISO Survey-2019)
Год | Количество действующих сертификатов по ISO 9001 | ||
Китай | Италия | Россия | |
2016 | 350631 | 150143 | 5083 |
2017 | 249433 | 89460 | 2453 |
2018 | 257069 | 79661 | 2271 |
И, наконец, последнее.
ВАЖНЫЕ ИТОГИ
За указанные выше компоненты имиджа качества в России отвечают правительство и федеральные органы исполнительной власти. И без усиления их внимания не только к содержательной, но и к эмоционально- имиджевой составляющей деятельности в области качества существенно повысить внимание этой категории только усилиями на местах вряд ли удастся. А качество в нашей стране нуждается в этом сегодня как никогда.
Мы же все — и, в первую очередь, специалисты в области менеджмента качества — не только готовы содействовать этому самым активным образом, но и делаем многое для этого на своих рабочих местах. Лично я постоянно вижу, слышу и читаю (в том числе на страницах журнала «Стандарты и качество») убедительные доказательства вклада в создание положительного и все более высокого «имиджа качества в России» в самых разных отраслях экономики и регионах нашей страны.
Этот энтузиазм будет только умножен, если мы увидим такое же повышенное внимание к уровню имиджа качества и со стороны органов власти.
Теперь читателям должно быть понятно, почему автор привел в начале свою историю: очень хочется надеяться, что повторная АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ публикация материала пятилетней давности дойдет до соответствующих органов власти и управления. И будет при этом не просто РАССМОТРЕНА (что, возможно, случилось и пять лет назад), а УЧТЕНА. А разница между этими действиями очень хорошо представлена в приложении А. 3 международных стандартов ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018.
— Слово «рассмотреть» (consider) означает, что об этом необходимо подумать, но это может быть исключено (не принято во внимание), тогда как «учесть» (take into account) означает, что об этом необходимо подумать и это НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСКЛЮЧЕНО1.
_____________
1 Цитируется в переводе автора. Выделение части фразы прописными буквами тоже сделано автором.
КАЧЕСТВО – это в действительности способ руководства организацией
Каору Исикава