Статьи и информационные материалы по системам менеджмента
Ступени совершенства. ISO 9000: 2000
«Реалии», Москва, 2002
|
ВВЕДЕНИЕ
Провожая XX столетие, мы с неизменной благодарностью вспоминали те достижения, которые сделали или еще только призваны сделать нашу жизнь более обеспеченной не только материально, но и интеллектуально. Среди этих достижений заметное место занимает наука об управлении современным предприятием — наука о менеджменте качества.
Нет нужды сегодня вспоминать, какое ожесточенное сопротивление встретил термин «менеджмент качества» со стороны советских, а затем российских специалистов, пытавшихся монополизировать право заниматься «наукой о качестве». Сколько энергии, сколько усилий потратили они на то, чтобы доказать отечественный приоритет в этой науке! Эти бы усилия — да на практическое применение общепризнанных во всем мире принципов. Ан — нет! Главное было доказать хронологический приоритет, — увы, не подкрепленный практическими результатами.
В одном из номеров «Эко» — журнала, выходившего в Новосибирске под редакцией академика А. Аганбегяна, — говорилось о том, почему не состоялась комплексная система управления качеством продукции — КСУКП: в ней не было основного — показателя качества, на который могла бы ориентироваться система.
В практиковавшихся в то время на западных предприятиях системах качества таким показателем были затраты на качество. В наших же КСУКП этот объективный показатель заменялся эрзацами: эту роль играли процент зарекламированной продук
ции или процент брака по результатам контроля ОТК. Ни тот, ни другой показатель не отражали объективной реальности.
А такой показатель оценки качества труда как сдача продукции с первого предъявления и вовсе наносил вред, ориентируя исполнителя именно на сдачу продукции с первого предъявления, а не на правильное изготовление с первого раза. Немалые материальные блага, которые привязывались к этому показателю, создавали антагонизм между исполнителем и контролером.
Не с вашей ли подачи, господа, наша промышленность была лет на семь отброшена назад в вопросах качества введением госприемки? И сейчас еще менеджеры оборонных предприятий говорят о приемке заказчиком как о великом благе в области качества. Дескать, над нами стоит жесткий непримиримый контроль, потому мы и стараемся работать качественно.
Остановитесь! Вдумайтесь в смысл того, о чем вы говорите! Ведь этим самым вы признаетесь в своей слабости, своей недееспособности.
Или давайте вспомним коварный английский глагол control, который имеет два смысловых перевода — «контролировать» и «управлять». Наши редакторы предпочли более близкий для их понимания смысл — контролировать. Из-за этого, казалось бы, незначительного нюанса мы потеряли возможность использовать для повышения эффективности нашего производства потенциал целого направления в науке о качестве — TQC (Total Quality Control). Всеобщее управление качеством. Именно управление, а не контроль.
То же самое произошло с прекрасной книгой Фейгенбау-ма «Quality Control» об управлении качеством — по существу первым учебником по управлению качеством, изданным на русском языке. В русском переводе название этой книги «Контроль качества» не обратило на себя внимания управленцев, а работники ОТК, дезориентированные названием, не нашли в ней для себя ничего интересного. Так и пылится эта умнейшая книга в заводских библиотеках.
К середине 80-х годов относится прорыв монополии на информационное пространство в области качества. Именно к этому периоду относятся вопросы, которые с возрастающей настойчивостью задавали наши директора. Что обеспечивает преимущества на рынке нашим конкурентам? Чем отличается западная наука управления предприятиями? Что дало возможность японским фирмам стать лидерами в основных статьях мирового экспорта?
...
Примеры ничему не учат, если они не рассматриваются с помощью теории.
Многие просто ищут примеры, чтобы скопировать их
Эдвардс Деминг