Системы менеджмента
Оставайтесь дома и учитесь онлайн! «Метод парного сравнения»
Автор: Главный тренер-консультант Федотов В.В.
Практические работы на наших семинарах и вебинарах «Практика создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ISO 9001:2015» и «Риск-ориентированное мышление в ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015. Процесс и методы управления рисками по стандартам ISO 31000 и ISO/IEC 31010» могут быть полезны не только на производстве, но и в быту, помогая экономить семейный бюджет в домашних условиях.
Для того чтобы рационально делать покупки, нужно:
- тщательно планировать покупки;
- составить список необходимых приобретений и иметь его при себе;
- не поддаваться соблазну купить товар под воздействием рекламы и красочной упаковки.
Один из инструментов тщательного планирования, который помогает расставить приоритеты не только при анализе контекста и требований заинтересованных сторон, когда лицо ответственное за принятие управленческих решений выбирает стратегию развития организации, но и при семейных покупках дающее отличные результаты – это парное сравнение.
Напишите список того, что хочется купить и пронумеруйте, например:
1. Минеральная вода
2. Хлеб
3. Сыр
4. Куриные яйца
5. Молоко
6. Йогурт;
7. Творог;
8. Сигареты;
9. Пиво;
10. Сладкая газировка.
Вы уже знаете, от чего стоит отказаться, если на кассе не хватит денег? Давайте ранжируем покупки по важности до похода в магазин. Заполните матрицу из столбцов и строк, по количеству совпадающих с количеством того, что вы хотите купить и на пересечении строки и столбца поставьте номер более значимой покупки (смотрите рис.1):
Остается только посчитать, сколько раз повторяется 1, 2 … 10.
Чем чаще повторяется, тем важнее для вас эта покупка. Очередность (рейтинг) получился в данном примере следующий:
на первом месте – хлеб (двойка повторялась 9 раз),
на втором – молоко (пятерка повторялась 8 раз),
на третьем – творог (семерка повторялась 7 раз) и т.д.
Теперь вы знаете, что если не хватит денег на кассе, то следует отказаться от сигарет, сладкой газировки, пива и т.д., причем именно в такой последовательности.
А вот исследование, которое проводилось на основании электронных чеков более 10 миллионов клиентов «Тинькофф» по всем банковским картам в супермаркетах и магазинах у дома в 2019 году. По этим данным , возглавляют рейтинг самых популярных покупок безалкогольные напитки, пиво и вода, в том числе минеральная. На четвертом месте находится хлеб, а пятерку лидеров замыкает сыр. На шестом месте среди самых частых покупок находятся сигареты, а за ними следует молоко, йогурт и яйцо. Топ-10 самых популярных у россиян товаров замыкает творог.
А это всё потому, что покупатели не располагали таким инструментом менеджмента качества и управления рисками как парное сравнение.
Вы уже попробовали применить «парное сравнение», чтобы определить приоритетность действий? Если да, то вас уже можно с полной уверенностью назвать риск-менеджером или лицом, принимающим решения, а это явный признак «Высшего руководства» по терминологии ISO 9000.
А как у вас с логикой? Логика – это «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения». Можно ли измерять, сравнивать, осуществлять мониторинг и улучшать свой уровень логики? Кто-то подумал сейчас: «Можно ли измерить неизмеримое?» Как в произведениях искусства: попробуй что-нибудь измерь, сравни – всё субъективно… Однако, попробуем, иначе какие мы менеджеры? «Художники», в лучшем случае.
Используем инструмент парного сравнения для оцифровки уровня логичности в определении приоритетности действий. Когда я в первый раз оценивал, что важнее и расставлял номера в матрице, у меня получилось не так гладко, как хотелось бы (смотрите рис. 2).
Три сравниваемых между собой категории повторялись равное количество раз (единица, четверка и семерка повторялись по 6 раз). Это означало не только то, что предпочтения нет – это показывало проблему логики. В идеальном случае (с точки зрения логики, а не чувств) все сравниваемые категории должны были выстроиться в одну шеренгу по очередности от 1 до 10, а если по их номерам, то вот в такой последовательности:
2-5-7-4-1-6-3-9-10-8.
После оценки с использованием здравого смысла последовательностей стало больше:
2-5-1-4-7-6-3-9-10-8; 2-5-1-7-4-6-3-9-10-8; 2-5-7-4-1-6-3-9-10-8; 2-5-7-1-4-6-3-9-10-8; 2-5-4-7-1-6-3-9-10-8; 2-5-4-1-7-6-3-9-10-8.
Теперь вы знаете, чем отличается «железная логика», от «логики здравого смысла». «Железная логика» - это очередность сравниваемых категорий без одинаковых значений в строке, т.е. последовательность одна. А уровень логичности принимаемых решений можно рассчитать по формуле: количество вариантов ранжирования «Железной логики» = 1, разделить на количество возможных вариантов после вашей оценки, в моем случае это 6, К(λόγος) = 1/6 = 0,667. Теперь, когда есть измеримый показатель, можно заняться менеджментом – т.е. улучшением.
Приглашаем 28 апреля 2020 г. на бесплатный вебинар по теме «Инструмент менеджмента качества - парное сравнение». Парное сравнение – это статистическая техника, представляющая собой превосходный метод ранжирования. Метод парных сравнений основан на экспертной оценке предпочтений: какая из двух альтернатив предпочтительнее (лучше, важнее и т. д.). Существует ряд алгоритмов, многие из которых, достаточно сложны и требуют мудреных расчетов. На вебинаре будет рассматриваться один из самых простых. Задача вебинара: Отработать навыки применения парного сравнения – инструмента анализа данных на основе экспертной оценки в балансе с опытом и интуицией. По окончании обучения Вы сможете применять метод парных сравнений, как на работе, так и в быту для расстановки приоритетов и вовлечения других людей в процесс принятия решений, а также определять уровень «логичности» принимаемых решений. Дополнительно участникам вебинара будет направлен файл «Парное сравнение.xls» для ранжирования своих данных и выдан сертификат ООО «ТКБ ИНТЕРСЕРТИФИКА». Продолжительность обучения – 2 часа (с 10.00 до 12.00). Заявки принимаются до 24 апреля 2020 г. на электронный адрес: Seminars@icgrp.ru По вопросам участия в вебинаре, обращайтесь по телефону +7(916) 519 78 06. Контактное лицо – Старший менеджер Чернышева Ольга. |