Статьи и информационные материалы по системам менеджмента
В одной лодке с К. Исикавой
Загрузить (размер: 303.5 Кб, скачиваний: 2149)
|
В одной лодке с К. Исикавой1
Обращение к читателям
Книга, раскрытая Вами, родилась во время семинаров, которые вот уже более 10 лет я провожу для руководителей высшего звена отечественных предприятий. Появилась потребность поделиться идеями, которые сформировались во время семинаров по менеджменту.
Имея богатый опыт общения с директорами предприятий Европы и Японии, возьму на себя смелость утверждать, что наши директора стоят на две головы выше по умению широко мыслить, нести непомерный груз добровольно взваленных на себя обязательств. То ли это наша национальная черта, то ли условия закалили, но неотделимость личной жизни от жизни руководителя предприятия была для меня всегда поразительна.
В этом, может быть, и состоит наша общность, этим вероятно и объясняется контакт, который быстро устанавливается между нами во время семинара. Я и сам всю жизнь полностью отдавался идее и делу, которое из этой идеи проистекало.
Так, 23 года назад мной была осуществлена идея создания Ассоциации «Качество и сертификация в машиностроении», когда впервые в нашей стране без благословения сверху объединились руководители 262 предприятий машиностроительного комплекса, одержимые единой мыслью: «Почему все-таки у нас не получается так, как у них на Западе? Что нужно в себе изменить?» И это в то время, когда многие из нас еще наслаждались сладким лозунгом - «Советское – значит отличное».
Проводя семинары, я сделал открытие, что в нашей стране существует особый класс – класс руководителей предприятий, которых нельзя построить в одну шеренгу, нельзя заставить идти строевым шагом, нельзя заставить мыслить по написанному. Внутри они все равно будут оставаться самобытными.
Эта самобытность всегда притягивала меня и объединяла нас во время семинара, создавая некую общность, пусть и на короткое время. Иногда эта общность сохранялась и после окончания семинара. Кто-то из нее выпадал, кто-то добавлялся. Мне часто хотелось сохранить ее надолго.
Я понял, что самое благородное дело, которому стоит посвятить оставшуюся часть жизни – служение этому классу. Один из шагов в этом направлении - создание трилогии2 с робкой мечтой, что она станет настольной трилогией руководителя предприятия, независимо от масштабов производства и вида продукции. Содержание этих книг будет составлять переплетение идей классиков качества К. Исикава, Дж. Джурана, Ф. Кросби с идеями, подсказанными мне моими коллегами - руководителями предприятий.
Я никогда не пытался учить во время семинара. Я рассказывал о своем восприятии темы, о прочитанном, увиденном мною, настроение же создавалось участниками. У нас не было острых тем, которых мы стремились избегать, не было мнений, которые отвергались, не было вопросов, которые оставались бы без ответа. Мы вместе поднимались в познании организационной психологии процессов современного предприятия. А я, в свою очередь, после каждого семинара поднимался еще на одну ступеньку вверх в подходе, который называется «эффективным менеджментом».
И пусть кое-кто из специалистов критикует этот термин за неточность, я его принимаю как понятие, как форму, за которой стоит определенное содержание, постоянно развивающееся и обогащающееся.
Сразу оговорюсь, что для меня в познании не существует авторитетов, существуют отдельные фразы или отдельные мысли, которые питают собственную способность размышлять. Я специально употребляю термин «познание», а не «учеба», т.к. учеба – это запоминание, заучивание чужих мыслей, а познание – это умение мыслить и рассуждать в определенном направлении.
Меня всегда раздражала зашоренная приверженность одному авторитету, будь то Э. Деминг, Дж. Джуран или Ф. Кросби. Я за то, чтобы пропустить через свой мозг все существующие на сегодняшний день рекомендации и идеи и определить свой подход с учетом национальных особенностей. И здесь я полностью согласен с К. Исикавой, который полагал, что на создание системы менеджмента большое влияние оказывают национально-исторические особенности. И действительно, можно ли в одночасье отбросить десятилетия авторитаризма со всеми вытекающими отсюда последствиями и привычками, которые он породил? Может быть, мои книги помогут участникам наших семинаров быстрее расстаться с этими привычками...
Я умышленно вместо привычного «слушатель семинара» говорю «участники». В этом особенность наших семинаров. Мы вместе создавали те приемы, ту идеологию, которую участники увозили с собой. Это был процесс совместного творчества, совместного созидания.
Только, почему был? Он продолжается, как продолжается жизнь, такая интересная и такая сложная в наше время.
Предисловие
Мы и не заметили, как мир сузился до понимания нашей общности и единения. Еще совсем недавно в погоне за хлебом насущным, лишенные объективной информации, мы не очень-то интересовались, что происходит в Южной Корее, кто будет следующим президентом Соединенных Штатов и как сложится судьба «друга Коля»3. У нас был свой мир, казавшийся нам уютным и безопасным, тот мир, который мы пытались оградить от информации, что буквально лезла через все щели. Она приходила к нам с радиоголосами, фильмами, книгами и газетами, которые мы все больше и больше читали на их родном языке. Стало модным (а мне кажется насущно необходимым) изучать иностранные языки, чтобы пользоваться информацией из первых рук. Мы начали с большой заинтересованностью присматриваться: а что там у них – за рубежом? Как живут, что едят, что смотрят и читают, а главное, как относятся к нам? Этот беспокойный интерес заставил нас по-иному посмотреть на себя со всех сторон. Рухнула колоссальная теплица под названием «социалистический лагерь», а за ней и «союз нерушимый». И мы вдруг почувствовали себя обнаженными перед внимательным взглядом окружающего мира. Поежились, поежились и начали понимать, что не мы создаем мир, что мир уже создан, а мы лишь являемся его частью, что все, окружающее нас, развивается по единым законам социальной и экономической жизни. Постепенно начали стихать заявления о том, что у нас свой собственный путь развития, определенный историей, что на нас не распространяются объективные законы развития общества. Мы вдруг с удивлением обнаружили, что экономические кризисы других стран, обвал финансовых систем отражаются на нашей жизни. Происходит постепенная глобализация экономики. Особенно ощутимым это стало в последнее десятилетие, сопровождаемое развитием новейших информационных технологий, средств связи и относительной свободой перемещений.
Мир сузился до понимания своей общности. Мы все оказались «в одной лодке». Каждый гребет по-своему: одни сильнее, другие слабее, но главное, что все гребут в одном направлении.
Я не знаю, как долго мир будет терпеть в своей лодке «пассажиров» и когда он предъявит ко всем одинаковые требования. Но этот день настанет. И для того, чтобы не оказаться выброшенными за борт, нужно успеть разобраться, в чем основные гребцы черпают свои силы.
Один из этих источников – эффективность экономики, в основе которой лежит эффективность каждого отдельного производства. Колоссальные потери материальных продуктов и труда, которые возникают в ходе производства, сделали нас неконкурентоспособными. Обладая чуть ли не самой дешевой в Европе рабочей силой, имея неплохие разработки, мы оказались неконкурентоспособными по себестоимости выпускаемых продуктов.
Я помню прощальные встречи с представителями западных фирм в Москве в конце 80-х годов. С грустью говорили они о закрытии своих импортных отделений из-за неконкурентоспособности наших товаров по ценам.
Как получилось, что мы не смогли использовать преимущество в стоимости рабочей силы, которое с таким блеском использовала послевоенная Япония?
Анализ прошлого необходим для тех, кто нацелен на будущее. Так будем мужественны! Посмотрим, что нужно изменить в себе для того, чтобы наш колоссальный экономический потенциал обеспечил нам достойную жизнь. Может быть, помощь в этом окажут мои рассказы о встречах с гениальным японцем Каору Исикавой…
2Была написана и издана только первая часть - Рождественский В.Л. «Ступени совершенства. ISO 9001:2000» - М: Реалии, 2002.
3Коль Гельмут (род. 1930), политик, немецкий государственный деятель. В период с 1982 по 1998 занимал пост федерального канцлера ФРГ. Сыграл значительную роль в объединении Германии и прекращении Холодной войны.
Ошибочно предположение, что качество означает нечто неощутимое и поэтому неизмеримо. Качество можно точно измерить самой старой и самой уважаемой мерой ценности – твердой валютой
Филипп Кросби